JGr. 124 "Katze"
ГОРКА. Вот как описывает маневр ГОРКА А. Покрышкин (Небо войны): «Используя излюбленный прием, круто, почти вертикально веду самолет вверх. Надо набрать высоту…… Скорость падает. Переваливаю самолет на правое крыло. Об этом я подумал, как только пошел на горку……. Выравниваю самолет по горизонту и вижу: немцы подо мной.» А это описание использования горки в бою Г. Графа : «Но у МИГа все же есть ахиллесова пята – скороподъемность….. Делаю крутую горку, здесь русский должен отстать от меня, по крайней мере, я рассчитывал на это, если этого не произойдет – мне не уйти от него – стрелять он умеет. Наконец достигаю высшей точки, где инерции и мощности мотора уже не хватает для подзема, самолет на мгновение замер в воздухе, теряя управляемость, я съежился за бронеспинкой - сейчас может последовать удар противника, и стал заваливаться на крыло. Русский, как я ожидал, отстал от меня на подъеме и сейчас представлял прекрасную цель». Таким образом маневр «горка» заключается в резком наборе высоты, причем под углом к земле не превышающим 90 градусов. При выполнении горки плоскость самолета не должна иметь крена на крыло, чтобы не допустить преждевременного сваливания самолета вправо или влево. В критической (верхней) точке во избежания сваливания в штопор газ можно сбросить. Закрылки не используются. Выход из мертвой точки может быть осуществлен различными вариантами – заваливанием самолета на крыло, вперед, или заваливанием на крыло и дополнительным разворотом педалями рудера, но это отдельный прием (См. главу "Разворот на горке"). В верхней критической точке горки, для выхода вперед или при сознательном крене, сброс газа увеличивает плавность и быстроту выхода. Скорость сваливания для почти всех самолетов находится в пределах 120-130 км/час, а включение форсажа при выполнении горки лишь незначительно оттягивает достижение критической скорости, но не уменьшает скорость сваливания. Так же следует добавить, что выполнение горки совсем не обязательно доводить до сваливания самолета. Иногда бывает достаточно лишь оторваться по высоте от противника (или просто набрать необходимую высоту), а затем выровнять самолет в горизонтальной плоскости и начать набор скорости. Можно так же начать плавный разворот. Минимальная скорость, позволяющая начать прямолинейное движение или разворот без сваливания составляет примерно 150-160 км/час. На представленном треке 0203001 показано выполнение горки в различных вариантах, с выходом вперед и на 90 градусов с заваливанием на крыло, со сбросом газа и без него. Во всех вариантах самолет доводится до скорости сваливания. На втором треке 0203002 представлен тренировочный бой Мессершмита (преследуемый) и Ла-5ФН (преследователь). Серией последовательных «горок», выполняемых в различных вариантах исполнения, самолет преследователя пропускается вперед. Такой маневр возможен только при преимуществе в скорости перед противником. В данном случае (на треке) предпосылкой для отрыва «горкой» является потеря скорости противником при выполнении изначально крутого виража для захода в хвост преследуемому (расчетно противник при выполнении виража на 180 градусов может потерять скорость до 100 км/час), а так же преимущество в скороподьемности Мессершмита. Следует обратить внимание, что ряд последовательных «горок» достаточно рискованный маневр, если проводить его постоянно и прямолинейно, и выполнять его в поединке с реальным противником в сети не рекомендуется при дистанциях ниже средней, отсутствии преимущества в скорости и скороподьемности. Компьютерный противник начинает вести огонь с 300-340 м. В сети же эта дистанция значительно увеличивается и может достигать и 600-700 метров. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! Категорически нельзя применять отрыв горкой от противника, "сидящего" на хвосте вашего самолета с равенством или незначительным преимуществом в скорости. Ваш самолет при выполнении горки и, соответственно, при потере скорости будет представлять собой малоподвижную и очень удобную мишень. Горка после пикирования. Достаточно эффективный прием при численном превосходстве у противника, если вы имеете преимущество в высоте. В треке 0203003 взят Ла-5 против 4-х Bf-109G-6. Можно спокойно выбрать наиболее удобную цель для атаки, спикировать на нее, атаковать и сразу же уйти горкой на безопасную высоту для подготовки новой атаки. Отлично срабатывает как при борьбе с компом, так и в сетевой игре. Важно не увлечься преследованием одиночного противника, или пропустить набор высоты выпавшим из поля зрения противником. Сложность представляет прицеливание на очень высокой скорости, поэтому желательно стрелять наверняка с коротких дистанций в тоже время остерегаясь столкновений. И атака за атакой уменьшать численный перевес. На треке показан именно такой тренировочный бой: выбор противника при сближении. Уничтожение его. Затем отрыв по высоте от группы противников горкой. Маневрирование. Обратите внимание, что выход из горки осуществляется не только сваливанием, но и плавными разворотами без достижения скорости сваливания. Как цель для атаки выбирается наиболее удобный самолет, длительное, маневренное преследование конкретного самолета противника не ведется. При малейшей трудности цель отпускается. До лучших времен... В конце трека, после того, как остается два реальных противника начинается преследование самолета противника, набравшего наибольшую высоту, как представляющего большую опасность. Полное уничтожение противников не показано. Бой ведется без значительного риска быть сбитым сзади. Практическое применение этого приема в интернете достаточно эффективно. Самолет Фоке-Вульф 190А-5 (уровень соперников не высокий) пришел к базе противника на высоте 4000 метров и последовательным пикированием, атакой и уходом на горку (вне зоны досягаемости самолетов противника, находящихся на высоте не более 1500 метров) за несколько заходов сбил четырех из семи противников. Затем благополучно вышел из боя, оторвался в пикировании с набором скорости и ушел на базу. Еще раз следует напомнить, что очень важно не торопиться, выбирать наиболее удобную цель, нацеливать свою атаку только на нее. При промахе отрываться горкой, не ввязываясь в преследование за ускользнувшей целью, повторяя все с начала. А увлекаясь преследованием, зависанием на хвосте, вам придется снизить скорость и оказаться среди кучи разъяренных противников. (СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМА - ЗДЕСЬ).
|