JGr. 124 "Katze"
КАЧЕЛИ.
Название этого приема принято разговорное и часто можно
встретить другие названия. Но дело не в названии, а в эффектности и
эффективности данного приема.
Выполнение его достаточно сложное и для успешного
проведения необходимо умение выполнять горку с заваливанием на плоскость и
разворотом. Должна быть освоена техника управления педалями. И в целом
необходимо уверенное пилотирование самолета.
Траектория полета в течение выполнения приема сложная. В
проекции на горизонтальную плоскость она представляет «острую» синусоиду, а в
проекции на вертикальную плоскость параллельную курсу - синусоиду и
перпендикулярную курсу – маятниковые движения (отсюда и название – качели).
Маневр выполняется в защитных целях с возможной в последствии контратакой. В
процессе выполнения маневра основная задача «стряхнуть» соперника с хвоста,
пропустив его вперед себя или разойтись с ним на встречных курсах.
Потеря скорости самолета для пропускания противника
вперед здесь чисто условная, так как осуществляется не реальным сбросом газа, а
увеличением времени прохождения прямолинейного участка за счет маневра с
периодически набором скорости или потенциальной энергии. Для облегчения
восприятия маневра его можно представить как ряд чередующихся вправо-влево
разворотов на горке.
Выполнение маневра рассмотрим по этапам одного полного
цикла с началом движения влево (начало вправо будет зеркальным отображением).
Этап 1. Газ полный. Из горизонтального полета заваливаем левую
полуплоскость под 30-45 градусов к земле, педаль рудера в нейтральном положении,
после чего рукоятку джойстика оттягиваем на себя до упора. (Начало движения
чем-то напоминает вход в боевой разворот). Самолет начинает движение вверх
влево. Продолжаем это движение, пока ваш самолет не развернется влево примерно
на 80-90 градусов. Этап 2. Газ полный. Педали рудера в нейтральном
положении и строго одними элеронами выравниваем линию плоскости параллельно
земле. Самолет с углом тангажа в 60-70 градусов идет верх. Этап 3. После
незначительного набора высоты заваливаем правую полуплоскость под 60-90 градусов
к земле и используем правую педаль рудера. Газ сбросит до 60-70 %. Самолет
будет делать разворот вправо вниз. Этап 4. Газ полный. Выровняйте линию
плоскости относительно земли. Продолжайте движение под углом вниз с набором
скорости. Не отпускайте педаль рудера, продолжая разворот. Во время этого этапа
джойстик в нейтральном положении и используется лишь в случае, если надо
уменьшить тангаж вниз. Этап 5. Отпустите педаль рудера в нейтральной
положение и начинайте набор высоты по углом 60-70 градусов. После набора высоты
заваливайте самолет на левую полуплоскость и повторяйте движения, аналогичные
этапу 3, но вправо. После разворота вправо, опять все описанные действия влево.
Таким образом и выполняются «качели». Описание создано по этапам, но лишь для
удобства описания приема, в реальности это должно быть одним сложным непрерывным
движением.
Скорость входа в маневр для его успешного выполнения
должна быть не менее 320 км/час. Продолжительность некоторых этапов для большей
резкости соответственно можно уменьшить или увеличить (набор высоты и снижение
уменьшить, а разворот увеличить). Особое внимание обратите на работу педалями
рудера. При резком переводе киля руля в крайнее положение
можно войти в штопор.
Внимательно следите за управлением педалями, не допуская штопора.
Важно так же помнить, что наиболее опасное положение
самолета, при котором противник сможет произвести прицельный выстрел, это этап
№3 - в момент начала разворота. Поэтому сам разворот необходимо провести
максимально резко.
Ваш противник может пытаться достать вас двумя
способами. Во-первых идти за вами, пытаясь выполнить прицельный выстрел. Но если
вы будете делать все этапы «качелей» как одно движение, то это будет ему
достаточно сложно. Выбор упреждения в стрельбе будет постоянно меняться, и
скорее точному выстрелу больше будет сопутствовать удача, чем расчет. Кроме
того, для точного прицеливания необходимо время, пусть даже немного, и этого
будет достаточно, чтобы противник начал опаздывать за вашим маневром. Во-вторых,
соперник может сбросить газ и идти по прямой, пытаясь произвести выстрел на
опережение в тот момент, когда вы «качаетесь» вправо-влево через его прицел.
Но в этом случае выбор упреждения для стрельбы
представляет так же большую сложность из-за отсутствия постоянной высоты вашего
самолета и значительной скорости визуального перемещения перед противником.
Кроме того, если вы заметите своевременно такой прием противника, то вам не
составит труда выйти из качелей (на этапе №4) и уйти в противоход курса самолета
противника.
Ну а самый приятный вариант в том случае, если противник
сразу проходит под вами, не успев затормозить или увлекшись разворотом. Тогда
выходите из качелей и мчитесь за ним для победной атаки.
При достаточном освоении данного приема можно в целях
более резкого выполнения отдельных этапов использовать управление педалями
рудера, но добавление резкости вызовет опасность сваливания в штопор. Помните,
одновременная и несогласованная работа джойстиком и педалями одна из первопричин
входа в штопор при любом маневре.
Очень интересен
вариант использования качелей на малых высотах. На пределе возможностей и риска,
как по высоте так и по скорости. Для относительно безопасного выполнения
необходима высота в 450-500 м с поддержанием энергии для набора скорости до 300
км/час. Выполнение отличается несколькими нюансами. Во-первых., качание вправо-
влево должно начинаться в момент наступления скорости сваливания самолета
(примерно 120 км/час). Одновременно с наступлением сваливания самолет должен
сразу же заваливаться на крыло с одновременным сбросом газа полностью(!!!!).
Движение вниз самолет начнет практически без вашего участия, ваша задача лишь
вывести самолет в горизонтальный полет. Только после выведения в горизонталь и
начала набора высоты дается полный газ. Скорости опять хватит, чтобы набрать
достаточную высоту и скорость для выполнения следующего этапа. Главное, не дать
преждевременно газ (при движении вниз), в противном случае ожидает столкновение
с землей.
Так же представляет
интерес вариация использования качелей, когда движения разворота выполняются не
последовательно вправо-влево, а в одну и ту же сторону. Это можно удачно
использовать для запутывания противника, особенно такого, который сбросил
скорость и ждет, когда вы появитесь перед его прицелом.
На треке 0215001
показано выполнение широких качелей и качели на малых высотах.
ТРЕКИ - СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
|