JGr. 124 "Katze"
ПОСТОЯННЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Отсутствие постоянного
визуального контакта при ведении воздушного боя является типичной ошибкой,
приводящей в лучшем случае к длительному, нерациональному маневрированию, а в
худшем - к потере пилотом самолета. Поэтому основное правило при ведении
воздушного боя - постоянное наблюдение за всем происходящим вокруг. Обратимся к
классике, советскому фильму "В бой идут одни старики...". Вспомните слова
капитана Титоренко: "... в бою нельзя быть слепым. Крути головой на 360
градусов...". Это аксиома для истребителя и нарушение ее является грубейшей
ошибкой. Не имея точного представления о том, где находится противник, куда
движется, практически невозможно провести атакующий, упреждающий или
оборонительный маневр, как бы идеально вы не выполняли его технически.
Слепой маневр может оказаться не только бесполезным, но и просто вредным и даже
опасным. Маневр ради маневра - этим можно заниматься без присутствия противника.
Следует отметить, что в
полетах с отключенным кокпитом, когда наличие противника рядом отмечается
стрелочкой на дисплее, не в коем случае не заменяет визуального контакта.
Стрелка показывает лишь наличие (облегчая обнаружение) противника, но совершенно
не определяет его местоположение. направление движения и прочее. Летать по
стрелке является так же типичной ошибкой. В любом случае, с кокпитом или без
него, пилот обязан производить постоянно обзор наружного пространства, особенно
задних полусфер, как наиболее опасных. И тем самым пресечь незаметный подход
к вашему самолету противником сзади снизу. Этот прием (осмотр назад) следует
производить тем более при крейсерском движении по прямолинейному курсу, для чего
при обзоре назад и назад вверх следует одновременно выполнять
горизонтальное сколь в сторону выбранного направления обзора. Хорошим
дополнением будет так же не строгое прямолинейное движение, а движение по
ломанной кривой, вдоль линии выбранного курса. Совершив все эти действия, вы
сможете не только обезопасить себя от внезапной атаки, но и своевременно засечь
неопознанный самолет на большом удалении, проанализировать обстановку для
принятия решения по дальнейшим действиям.
В период ведения
воздушного боя, обнаружив, что самолет противника находиться сзади, приняв во
внимание расположение противника, его скорость (по быстроте сближения), можно
выбрать правильный защитный маневр. Однако типичной ошибкой в данной ситуации
является проведение серии маневров, без осуществление периодического визуального
контакта в период проведения такой серии. Происходят трагикомичные случаи, когда
пилот проведя защитный маневр (которого как оказывается достаточно- противник
уже его потерял) вторым маневром самостоятельно возвращается к преследователю,
подставляясь к нему в прицел. Этого никогда не произойдет, если периодически во
время выполнения приема и после него осуществлять визуальный контакт с
преследователем.
При преследовании цели
наблюдение так же играет большую роль. Только при находящемся в поле зрения
преследуемом можно принимать верные контрмеры для выхода на позицию стрельбы.
Последний и самый,
возможно, важный момент визуального контроля над противником - это ситуация
завязки боя на встречных курсах. После расхождения и ухода самолета противника в
заднюю полусферу он, несомненно, предпримет какие-то действия для повторения
атаки. И именно в этот момент очень важно принять правильной решение для
совершения эффективных действий и получением преимущества в позиции. Осуществить
такой маневр без контроля над действиями противника очень трудно. Но если вы
проводите самолет противника взглядом, тем самым увидев траекторию направления
его движения, то сможете верно оценить ситуацию и выбрать оптимальное решение.
Практический пример: после схождения на встречных курсах с Ла-5ФН, пилот
Мессершмита обратил внимание, что противник начал проводить резкий вираж для
захода в хвост. Сделав секундную паузу Мессершмит ушел в "свечу".
Потянувшийся за ним вверх после виража Ла-5 значительно быстрее потерял скорость
и попал в сваливание. С безопасного расстояния сверху пилот Мессершмита все это
прекрасно увидел. Сбросив газ, вышел из "свечи" и простым пикированием
подстроился на хвост неудачливого пилота в Ла-5. Бой был несложно выигран. А
решающим фактором была не только ошибка пилота Ла-5, но и ее своевременное
обнаружение.
|