JGr. 124 "Katze"   

ПОСТОЯННЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.

Отсутствие постоянного визуального контакта при ведении воздушного боя является типичной ошибкой, приводящей в лучшем случае к длительному, нерациональному маневрированию, а в худшем - к потере пилотом самолета. Поэтому основное правило при ведении воздушного боя - постоянное наблюдение за всем происходящим вокруг. Обратимся к классике, советскому фильму "В бой идут одни старики...". Вспомните слова капитана Титоренко: "... в бою нельзя быть слепым. Крути головой на 360 градусов...". Это аксиома для истребителя и нарушение ее является грубейшей ошибкой. Не имея точного представления о том, где находится противник, куда движется, практически невозможно провести атакующий, упреждающий или оборонительный маневр, как бы идеально вы не выполняли его технически.  Слепой маневр может оказаться не только бесполезным, но и просто вредным и даже опасным. Маневр ради маневра - этим можно заниматься без присутствия противника.

Следует отметить, что в полетах с отключенным кокпитом, когда наличие противника  рядом отмечается стрелочкой на дисплее, не в коем случае не заменяет визуального контакта. Стрелка показывает лишь наличие (облегчая обнаружение) противника, но совершенно не определяет его местоположение. направление движения и прочее. Летать по стрелке является так же типичной ошибкой. В любом случае, с кокпитом или без него, пилот обязан производить постоянно обзор наружного пространства, особенно задних полусфер, как наиболее опасных. И тем самым пресечь незаметный подход  к вашему самолету противником сзади снизу. Этот прием (осмотр назад) следует производить тем более при крейсерском движении по прямолинейному курсу, для чего при обзоре назад и назад вверх  следует одновременно выполнять горизонтальное сколь в сторону выбранного направления обзора. Хорошим дополнением будет так же не строгое прямолинейное движение, а движение по ломанной кривой, вдоль линии выбранного курса. Совершив все эти действия, вы сможете не только обезопасить себя от внезапной атаки, но и своевременно засечь неопознанный самолет на большом удалении, проанализировать обстановку для принятия решения по дальнейшим действиям.

В период ведения воздушного боя, обнаружив, что самолет противника находиться сзади, приняв во внимание расположение противника, его скорость (по быстроте сближения), можно выбрать правильный защитный маневр. Однако типичной ошибкой в данной ситуации является проведение серии маневров, без осуществление периодического визуального контакта в период проведения такой серии. Происходят трагикомичные случаи, когда пилот проведя защитный маневр (которого как оказывается достаточно- противник уже его потерял) вторым маневром самостоятельно возвращается к преследователю, подставляясь к нему в прицел. Этого никогда не произойдет, если периодически во время выполнения приема и после него осуществлять визуальный контакт с преследователем.

При преследовании цели наблюдение так же играет большую роль. Только при находящемся в поле зрения преследуемом можно принимать верные контрмеры для выхода на позицию стрельбы.

Последний и самый, возможно, важный момент визуального контроля над противником - это ситуация завязки боя на встречных курсах. После расхождения и ухода самолета противника в заднюю полусферу он, несомненно, предпримет какие-то действия для повторения атаки. И именно в этот момент очень важно принять правильной решение для совершения эффективных действий и получением преимущества в позиции. Осуществить такой маневр без контроля над действиями противника очень трудно. Но если вы проводите самолет противника взглядом, тем самым увидев траекторию направления его движения, то сможете верно оценить ситуацию и выбрать оптимальное решение. Практический пример: после схождения на встречных курсах с Ла-5ФН, пилот Мессершмита обратил внимание, что противник начал проводить резкий вираж для захода в хвост.  Сделав секундную паузу Мессершмит ушел в "свечу". Потянувшийся за ним вверх после виража Ла-5 значительно быстрее потерял скорость и попал в сваливание. С безопасного расстояния сверху пилот Мессершмита все это прекрасно увидел. Сбросив газ, вышел из "свечи" и простым пикированием  подстроился на хвост неудачливого пилота в Ла-5. Бой был несложно выигран. А решающим фактором была не только ошибка пилота Ла-5, но и ее своевременное обнаружение.

      

 



Сайт создан в системе uCoz